суббота, 9 февраля 2013 г.

чертежи,схемы,расчеты,самодельных летательных аппаратов

В смотре-конкурсе впервые принимали участие самодельщики социалистических стран: из ЧССР и НРБ. Чехословацкий «Тремпик» («Турист») отличается высоким мастерством и качеством изготовления, он предназначен для спортивных и туристских полетов, хотя вполне может использоваться и для решения других практических задач. Особенность «Трем-пика» - двухместная кабина с «плотным» расположением членов экипажа друг за другом: пилот сдвигает свое кресло в крайнее переднее положение, давая возможность сесть пассажиру, затем возвращается обратно в рабочее положение. Конечно, пассажир в полете чувствует себя несколько стесненно, однако таким образом удалось сделать самолет минимальным по размерам и весу.

Если до СЛА-89 «Дебют» сделал немало полетов, то самолет «Шешупе», построенный Альгимантасом Кашубой из литовского города Мариямполя, на слете впервые поднялся в воздух. «Шешупе» может решать примерно те же задачи, что и «Дебют», но представляет собой классический подкосный моноплан с высоким расположением крыла. Такая схема, по-видимому, наиболее приемлема для легкого народнохозяйственного самолета. Первый же полет, выполненный летчиком-испытателем Юрием Шеффером, показал, что автор «Шешупе» не обманулся в своих надеждах.

Наша авиационная промышленность подобными самолетами пока не занимается, оставляя тем самым широкое поле деятельности для конструкторов-любителей. Из них наибольших успехов, пожалуй, добились самодельщики из Воронежа, построившие в клубе авиационного завода под руководством В. Пивоварова биплан «Дебют». Самолет оснащен авиационным двигателем «Вальтер-Минор» и полностью отвечает техническим требованиям к машинам такого класса. Его просторный багажник пригоден не только для груза, но и пассажира. «Дебют» - машина цельнометаллическая. Несмотря на неказистый внешний вид, он хорошо летает, прост в управлении, надежен и безотказен, о чем свидетельствует успешный перелет его из Воронежа в Ригу и обратно.

Если обобщать высказывания представителей различных отраслей народного хозяйства, складывается следующая концепция легкого многоцелевого самолета: одномоторная или двухмоторная двухместная машина, способная перевозить еще и 50-70 кг груза в объемистом багажнике, позволяющем при необходимости установить различную аппаратуру или вспомогательные механизмы. Самолет должен иметь дальность полета 500 - 600 км, крейсерскую скорость 120 - 150 км/ч, потолок до 4000 метров, разбег и пробег в пределах 150 метров и минимально возможную стоимость летного часа.

Создание легкого многоцелевого самолета для народного хозяйства - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. Такой самолет может использоваться, например, для доставки мелких грузов, ведения аэрофотосъемки, патрулирования лесов, нефте- и газопроводов, линий электропередачи, шоссейных дорог, для малообъемной обработки посевов химикатами.

Всесторонне оценив летные данные и конструкцию машины, техком и летчики-испытатели представили автора самолета к награждению первой премией Минавиапрома СССР - 10 тысяч рублей.

Сконструировал и построил «Аушру» практически в одиночку профессиональный пилот из Паневежиса Владас Кянсгайла по договору с местным колхозом «Аушра». Конечно, главное достоинство машины не в ее габаритах и массе, а в том, что она предназначена для выполнения авиахимработ в сельском хозяйстве, для чего снабжена большим баком для жидких химикатов и специальной аппаратурой для их распыления. Думается, что «Аушра» с экономичным серийным двигателем М-14П может стать прототипом удачного сельхозсамолета и хорошей подсказкой профессиональным авиаконструкторам. Тем более что к числу технических особенностей «Аушры», способствовавших его скорой постройке и сравнительно небольшой стоимости, достижению лучших летных характеристик и высокой надежности, следует отнести крыло с фиксированным предкрылком и щелевым закрылком от самолета Як-12Р и горизонтальное оперение от той же машины. А силовая установка, шасси и системы аналогичны Як-52. Фюзеляж самолета целиком из пластика, кабина расположена перед стеклопластиковым баком для химикатов, находящимся в центре тяжести машины. Приподнятое расположение кресла пилота обеспечивает отличный обзор; в кабине рядом с летчиком при перегонах может занять место механик. Достаточно высокая энерговооруженность и сравнительно низкая удельная нагрузка на крыло обеспечивают «Аушре» отличную маневренность, короткие разбег и пробег, столь необходимые на площадках ограниченных размеров.

Одной из главных сенсаций «Авиасалона» в Риге стал самолет «Аушра» («Заря») - самый большой из любительских летательных аппаратов, когда-либо создававшихся в Советском Союзе. Его максимальный взлетный вес - 2200 кг, целевая нагрузка - 800 кг. Своего рода рекорд грузоподъемности!

РЕКОРД ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

К сожалению, СЛА-89 не отличался хорошей организацией и рекордным числом представленных аппаратов. Но рижский смотр-конкурс убедительно показал, что в любительском авиастроении все заметнее становится тенденция создания летательных аппаратов для конкретных практических задач.

Потепление отношения к конструкторам-любителям отозвалось заметным ростом их творческой активности: уже в геометрической прогрессии увеличивается число самодеятельных клубов, новых самолетов, оригинальных идей. Замечательной традицией в последние годы стали Всесоюзные сборы авиасамодельщиков - смотры-конкурсы летательных аппаратов любительской постройки, проводимые раз в два года. Очередной слет состоялся в июле 1989 года в Риге на аэродроме «Спилве».

Для нас это, конечно, практические следствия демократизации нашего общества. И уж как вершину этих изменений для любителей-авиаконструкторов можно рассматривать утверждение Главнокомандующим ВВС специальных опознавательных знаков и регистрационных номеров для сверхлегких летательных аппаратов. Тем самым официально признано, что воздушные суда могут быть не только военными и гражданскими, но и самодельными.

Еще совсем недавно авиасамодельщикам приходилось собирать свои крылатые аппараты в «засекреченных» подвалах, а о полетах говорить почти шепотом и лишь с особо доверенными друзьями. И вдруг, буквально в течение последних двух-трех лет, появились вполне благожелательные постановления, направленные на развитие самодеятельного авиатехнического творчества: «наверху» перестали «бояться» и авиаторам-любителям определили зоны для полетов их самоделок.

ИДЕИ НОВЫЕ, ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ

Автор В. КОНДРАТЬЕВ

Журнал "Моделист-Конструктор" 1990, 2, 3, 6, 8

Слет СЛА-89Журнал Моделист-Конструктор

раздел летательных аппаратов

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Слет СЛА-89 - Раздел о летательных аппаратах (сайт о самодельной авиации "Аэроклуб")

Комментариев нет:

Отправить комментарий